Услуга курьерская служба по Москве день в день по низким ценам.

СОВЕТСКОЕ СЛАВЯНОФИЛЬСТВО


Рецензия на книгу Ю.В.Ключникова

«На великом историческом перепутье»

(Берлин: «Смена Вех», 1922; Москва: «Вузовская книга», 2001)


То, что сегодня известно о Юрии Вениаминовиче Ключникове (1886–1938), авторе рецензируемой книги «На великом историческом перепутье» (1922), позволяют говорить о нем как о разносторонне образованном, талантливом и необычайно пылком, увлеченном человеке. Специалист в области международного права, профессор, публицист, член Партии Народной Свободы, близкий друг и соратник известного политика-сменовеховца Н.В.Устрялова, управляющий делами министерства иностранных дел при Директории и Колчаке, в 1919 году посланный Омским правительством представительствовать на Версальской мирной конференции, – этот незаурядный человек был не чужд и определенного революционного романтизма. В 1921 году Ключников – первый среди авторов и главный организатор пражского сборника «Смена Вех», переросшего позднее в одноименный парижский журнал, издававшийся под неизменной редакцией Ключникова вплоть до весны 1922 года[1]. В марте 1922 году вместе с Ю.Н.Потехиным в качестве соредактора он организует продолжение еженедельника «Смена Вех» – ежедневную берлино-московскую газету «Накануне». (В начале 1918 года Ю.В.Ключников совместно с товарищами по партии Н.В.Устряловым и Ю.Н.Потехиным принимал участие в московском кадетском еженедельнике с тем же названием.)

Привлеченный с санкции В.И.Ленина к работе Генуэзской конференции в качестве советского эксперта (впрочем, его экспертирование свелось в основном к игре на скрипке в компании с Чичериным), Ключников окончательно заражается коммунистическими идеями и принимает решение возвратиться в Россию, для чего получает советское подданство. О степени вовлеченности Ключникова во внутрисоветские отношения говорит и тот факт, что две его статьи были приняты к печатанию в официальной «Правде». В июне 1922 года в качестве спецкора «Накануне» Юрий Вениаминович в компании Ю.Н.Потехина посещает Советскую Россию и Украину, с неизменным успехом читая лекции о перспективах сменовеховского движения.

Это было время кажущегося расцвета нововеховства. Госиздат переиздает сборник «Смена Вех» в Твери и Смоленске, и его многотысячные тиражи успешно раскупаются, несмотря на довольно высокую цену (за рубежом сборник стоил 8 французских франков, в России – 250 000 рублей). Параллельно с этим в Петрограде под редакцией сменовеховца Исая Альтшулера начинает выходить журнал «Новая Россия». Многие эмигрантские газеты и журналы приобретают сменовеховский оттенок (особенно ярко – «Путь», «Новый Путь», «Новости Жизни», «Новая Русская Книга», «Русская Жизнь», «Окно» и др.). Сменовеховцы участвуют в диспутах, читают лекции, набирает силу процесс «возвращенчества».

В августе 1923 года Ключников окончательно возвращается в РСФСР. В Москве он получает предложение возглавить «кабинет» международной политики в Социалистической Академии (в должности «замзава»), место консультанта в НКИД, хорошую квартиру на Петровке, возможность печататься[2], читать лекции в университете, выезжать за границу[3] и… окончательно подрывает собственную репутацию, как в глазах эмигрантов, так и среди большевистского руководства, превратившись со временем, словами его друга Устрялова, в «коммуноида». Еще в 1922 году, пользуясь чередой ссор и скандалов, Ключникова оттирают от непосредственного участия в редактировании «Накануне», которая скатывается на откровенно просоветские позиции и теряет тираж, что в свою очередь приводит к прекращению Москвой (Сталин, Крестинский) финансирования этого издания[4].

Деятельность Ключникова на протяжении следующих 10 лет нельзя назвать слишком заметной, если не считать выпущенные под его редакцией в 1925–26 годах тексты мирных договоров, относящихся к 1-й мировой войне, а также его работу в качестве эксперта по международному праву. Согласно постановлению «Особого совещания» от 25 февраля 1934 года за «антисоветскую агитацию» Ключникова высылают на 3 года в Карелию. 5 ноября 1937 года его вновь арестовывают и 10 января 1938 года приговаривают уже за «шпионско-террористическую деятельность» к расстрелу. Похожая участь постигла несколько ранее и других участников сборника «Смена Вех» Н.В.Устрялова и А.В.Бобрищева-Пушкина, расстрелянных в 1937 года.

В книге Ключникова читателю предоставляется возможность ознакомиться с обширным международно-правовым манифестом сменовеховства, проникнутым истинным духом пореволюционной эпохи. Очерк по истории российской интеллигенции, выполненный автором в виде пяти лекций, выдержан в национал-большевистском ключе и отстаивает идеи мессианского призвания русской революции. Вот одно из заключительных резюме Ключникова: «Почему не допустить, что именно России и только одной России выпадет на долю излечить мир от всех социальных зол капиталистического строя… Не вполне неправы поэтому те, кто старается вскрыть элементы славянофильства в политических и социальных взглядах Ленина…»

Главная мысль труда Ю.В.Ключникова – показать, пользуясь историко-биографическим методом (он последовательно и местами весьма подробно разбирает биографии императора Вильгельма II, президента Вильсона и Ленина), истинный смысл русской революции. Мессианское значение победы большевизма в России прямо вытекает из пестуемой и лелеянной на протяжении веков жертвенности русского народа, другими словами, из судьбы народа, жаждущего принести себя в жертву. Жестокое и одновременно, пожалуй, единственно возможное объяснение периодически повторяющейся русской гностической катастрофы.

Не из-за этого ли вывода и пылилась годами в советских «спецхранах» ключниковская книга, практически недоступная рядовому русскоязычному читателю? Не этот ли вывод и предопределил в конечном итоге трагическую судьбу самого Ключникова?

Подобные мысли о русском народе-жертве, народе-мессии были характерными для большей части сменовеховского движения (одно время лишь Устрялов пытался, судя по всему – тактически, им оппонировать), что позволяет сделать вывод об изначально заложенной в «Смене Вех» подлинно славянофильской идеологии. Одним из главных выразителей и распространителей этого неославянофильства по праву предстает перед нами бывший кадет, профессор Коммунистической Академии Юрий Вениаминович Ключников.

О.А.Воробьёв



[1] По словам редактора журнала «Новая Россия» («Россия») и левого сменовеховца И.Г.Лежнева (Альтшулера), «физиономия группы выявилась в гораздо большей мере в еженедельнике «Смена вех», чем в сборнике…» (Новая Россия. 1922. №1. С.61.). В дальнейшем, как отмечал адвокат-сменовеховец А.В.Бобрищев-Пушкин, «деятельность нововеховцев натолкнулась на враждебность со стороны белоэмигрантской контрреволюции и местных властей Французской республики, что привело к необходимости перевода редакции в Берлин, где проживала основная масса рядовой интеллигенции» (Бобрищев-Пушкин А.В. Патриоты без отечества. Л., 1925. С.117–118.).

[2] См., например, его статьи в московском журнале «Международная жизнь», интервью газете «Известия». Ключников также выступал и на диспутах (см. Судьбы русской интеллигенции: Материалы дискуссий 1923–1925гг. – Новосибирск, 1991). Кроме того, он получил должность и спецкора журнала «Огонек».

[3] Вскоре после своего возвращения в страну в 1923 году Ключникова командируют в Швейцарию.

[4] 24 августа 1924 года на заседании Политбюро был заслушан вопрос о ликвидации коммерческих отношений с газетой с наименьшими расходами денежных средств и с изъятием всех активов «Накануне».